Поиск в интернете
 Деятельность и услуги
 Досуг и развлечения
 Недвижимость
 Обустройство
 Отдых. Туризм. Спорт
 Разное
 Средства транспорта
 Трудоустройство




Доска объявлений Bi0.RU


 Доска объявлений    Каталог статей


Дробление щебня. Принципы производства и оборудование для выпуска щебня узких фракций кубовидной формы.

Одним из главных материалов, применяющихся для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, является щебень. От качественных характеристик щебня в большой мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность автомобильных дорог. Преимущественно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, напрямую воспринимающих механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, многократное замораживание-оттаивание, действие солнечной радиации и т.д.) и антигололедных средств. Щебень, применяемый в дорожном хозяйстве, примерно можно разделить на три типа:

а) щебень для устройства оснований дорожных покрытий (любые, но преимущественно осадочные горные и рыхлые горные породы с крупностью фракций 5 - 20, 20 - 40, 40 - 70, О - 40, 0 - 70 мм);

б) щебень для нижних слоев дорожных покрытий (метаморфические и изверженные горные породы с крупностью фракций 5 -20 и 20 - 40 мм);

в) щебень для верхних слоев покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и поверхностной обработки (изверженные и частично метаморфические горные породы крупностью щебня от 5 до 20 мм) с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% (группа 1 по ГОСТ 8267-93), который принято называть "кубовидным".

За последние годы появился большой спрос на щебень кубовидной формы у дорожников, но эта потребность в РФ сейчас обеспечивается только на 30 - 40%.

Важно отметить, что месторождения горных пород, используемых для изготовления щебня кубовидной формы, находятся на территории России неравномерно. В Центральном, Северо-Кавказском и Поволжском регионах сосредоточены в основном месторождения скальных и рыхлых осадочных горных пород. Есть несколько месторождений изверженных горных пород, наиболее значительным из которых является "Павловское" (Воронежская обл.). Большими запасами изверженных горных пород обеспечены Северо-Западный и Уральский регионы. Регионы Сибири и Дальнего Востока обладают всеми видами горных пород для дорожногостроительства. Общий объем производства нерудных материалов (щебень, щебень из гравия, гравий, песок) в России в настоящее время составляет примерно 140 млн. м" в год, примерно половина от этого количества используется в дорожном строительстве.

В соответствии с президентской программой "Дороги России XXI века" Союздорнии рассчитали потребности в различных дорожно-строительных материалах и изделиях для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе была, изучена потребность в различных видах щебня. В таблице 1 перечислена потребность в щебне узких фракций кубовидной формы из изверженных скальных пород для различных регионов России. Анализ таблицы 1 показывает, что потребность в щебне кубовидной формы для дорожного строительства составит в 2002 году 9,6 млн. м3, в 2005 - 10,9 млн. м3, а в среднем за период 2001 - 2005 гг. - 10,0 млн. м", 2006 - 2010 гг. - 19,4 млн. м", 2011 - 2020 гг. - 37,0 млн. м".

Длинна сети дорог общего пользования сейчас в России составляет около 600 тыс. км, и большая часть щебня кубовидной формы будет использована на их ремонт и обслуживание.

Наибольшее количество всех видов щебня будет потребляться в Центральном регионе России, где дорожное строительство ведется интенсивно. Анализ продукции, выпускаемой предприятиями нерудной промышленности, разрабатывающими месторождения изверженных горных пород, показывает, что они в основном вырабатывают щебень в виде смеси фракции 5-20 мм и фракции 20-40 мм. К щебню смеси фракции 5-20 мм, по большей части используемой для изготовления асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий, имеются серьезные претензии от строительных фирм.

Получаемый щебень фракций 5-20 мм в большинстве случаев сильно закрупнен: так, рассевы показывают, что на сите с ячейками размером 12,5 мм содержание материала составляет обычно 70% и более. Это делает невозможным из поставляемого щебня подобрать нужный зерновой состав минеральной части асфальтобетонных смесей, что существенно ухудшает физико-механические характеристики асфальтобетона. Исследования Союздорнии, а также отечественный и заграничный опыты строительства автомобильных дорог помогли установить, что щебень для приготовления асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий должен выпускаться в виде узких фракций (5-10, 10-15, 15-20 мм). Из узких фракций щебня сравнительно просто подобрать нужные смеси оптимального зернового состава. Применение оптимальных смесей позволяет улучшить однородность контролируемых свойств асфальтобетона, увеличить его плотность и сдвигоустойчивость.

Поставляемый щебень фракции 5-20 мм часто содержит большое количество зерен лещадной формы - 25-40% и более, в то время, как было указано выше в соответствии с настоящей нормативно-технической документацией для верхних слоев асфальтобетонных покрытий, обязан применяться кубовидный щебень, где содержание зерен лещадной формы не должно превышать 15%. Повышенное содержание зерен лещадной формы отрицательно влияет на удобоукладываемость и плотность асфальтобетонных смесей. Также нужно учитывать, что зерна лещадной формы обладают меньшей механической прочностью в сравнении с кубовидными зернами щебня. Поэтому при строительстве (при укатке) и в процессе эксплуатации (под воздействием движущегося транспорта)зерна лещадной формы измельчаются, что может приводить к образованию свежих поверхностей не покрытых битумом. Эти места являются первичными очагами разрушения асфальтобетона при проникновении водосодержащей жидкости и действия затем попеременного замораживания-оттаивания.

Это также подтверждается исследованиями Союздорнии, где изучалась зависимость между дробимостью щебня в цилиндре и наличием в нем зерен лещадной формы. Выяснено, что с увеличением количества в щебне (М 1200) зерен лещадной формы с 0 до 20% его разрушаемость увеличилась с 5 до 11%, то есть дробятся в основном зерна лещадной формы.

Щебень узких фракций кубовидной формы в первый раз в широких масштабах нашей страны был применен для формирования верхних слоев асфальтобетонных покрытий при модернизации МКАД. На начало строительства (1996 г.) оказалось, что щебень узких фракций кубовидной формы в нашей стране в необходимых объемах не производится. Поэтому АО "Центрдорстрой", являющимся главным подрядчиком строительства, для выпуска щебня узких фракций кубовидной формы были закуплены три дробильно-сортировочные машины производительностью 150-250 т/час иностранного производства. Агрегаты были оборудованы на промплощадках асфальтобетонных заводов и выпускали щебень фракции 5-10 и 10-15 мм с содержанием зерен лещадной формы в пределах 9-13%.

Официальные статистические данные показали, что асфальтобетонное покрытие на МКАД, устраиваемое с применением щебня узких фракций кубовидной формы, стало более сдвигоустойчивым. Среднее значение угла внутреннего трения асфальтобетона повысилось примерно на 1,5 градуса, а разброс этого показателя значения уменьшился почти в два раза. Среднее сопротивление сдвигу при расчетных условиях возросло с 0,789 до 0,840 МПа. А показатель прочности при сжатии при 50°С асфальтобетона повысился в среднем на 0,3 МПа и достиг величины 1,6 МПа.

Использование более качественного щебня на МКАД позволило предотвратить появление колеи на асфальте даже в форсмажорных случаях колонного движения и пробок из автомобилей при больших температурах и увеличить срок его службы.

При производстве щебня кубовидной формы нужно учитывать, что форма зерен дробленого материала в основном определяется текстурно-структурными особенностями исходной горной породы, используемым оборудованием и технологией дробления.

Горные породы, применяемые для получения щебня узких фракций кубовидной формы, состоят из нескольких минералов, представленных кристаллами, имеющими различную крупность. При переработке такая горная порода разрушается по границам раздела между кристаллами. При этом выяснено, что с увеличением размера кристаллов, при прочих разных условиях, выход готовой продукции кубовидной формы также увеличивается. Метаморфические горные породы обычно характеризуются слоистой текстурой и при обработке имеют обычную тенденцию распадаться на пластины (зерна лещадной формы).

Для производства щебня кубовидной формы обычно используют специальные конусные дробилки или дробилки ударного действия. Последние позволяют вырабатывать щебень, форма зерен которого наиболее близка к кубовидной, но эти дробилки характеризуются большими расходами на рабочие части и увеличенным выходом отсевов дробления. Дробилки ударного действия следует использовать в том случае, если вопросам экономики не придают никакого значения, а главным фактором является форма зерен готового материала.

Некоторого уменьшения содержания зерен лещадной формы в щебне можно получить и при использовании обычных конусных дробилок. Для этого нужно, чтобы при изготовлении была, полностью заполнена камера дробления. При этом процесс дробления происходит не только между конусами дробилки, но и между зернами материала, находящимися в камере дробления (дробление "в слое" или "в стесненных условиях"). Находящийся в первичном материале и образующиеся в процессе обработки зерна лещадной формы при этом, как механически наиболее слабые, рассыпаются. Для включения этого процесса дробилка должна быть оборудована датчиком уровня исходного материала в камере дробления, а также аккумулирующим бункером с питателем. При недостатке исходного материала в камере дробления повышается скорость питателя и направляет требуемое количество материала в дробилку. При выработке щебня узких фракций кубовидной формы на действующих предприятиях нерудной промышленности необходимо учитывать следующее. Дробильно-сортировочное оборудование этих фирм к настоящему времени физически изношено и морально устарело.

Реконструкция дробильно-сортировочных производства связана с не малыми техническими и денежными трудностями (ремонт дробилок на последней стадии дробления, увеличение площадей грохочения, улучшение внутренней транспортной системы, увеличение складов готовой продукции и т.д.). Поэтому лучше наряду с модернизацией щебнезаводов возводить на промплощадках щебзаводов специализированные открытые дробильно-сортировочные установки агрегаты некапитального типа, предназначенные для получения щебня фракций 5-10, 10-15 и 15-20 мм с содержанием зерен лещадной формы не более 15%. Эти агрегаты намного дешевле в сравнении с капитальными и их можно возвести в течение одного-двух месяцев. В качестве первичного материала при этом возможно применять щебень фракций 20-40 и 40-70 мм. Технологическое оборудование (дробилки, грохота), применяемое в таких агрегатах, в настоящее время выпускается как отечественными , так и иностранными фирмами. При работе таких агрегатов можно также учитывать сезонный спрос на щебень для строительного сектора.

Как отмечено ранее, выработка щебня узких фракций кубовидной формы в промышленных объемах было организовано в России в середине 90-х годов прошлого века. Для этого вначале в основном использовалось дробильно-сортировочное оборудование иностранных фирм "Svedala" (Швеция), "Nordberg" (Финляндия), "Parker" (Великобритания), так как в России на этот период дробильного оборудования для производства щебня кубовидной формы не производилось. Дробильное оборудование этих фирм характеризуется высокой надежностью в работе, оптимальными диапазонами производительности и оснащено системами автоматического управления.

Система обычно имеет несколько режимов обработки материала, обеспечивая при этом автоматическое поддержание величины разгрузочной щели дробилки, что, в свою очередь, поддерживает стабильный зерновой состав выпускаемой продукции. Дробилки защищены от неисправнности при попадании недробимых (металлических) частей путем быстрого расширения разгрузочной щели, которая автоматически восстанавливается до необходимого размера после выпуса недробимого тела. Дробилки в основном работают "под завалом" за счет обратной связи между питателем и дробилкой. Питатель запускается при уменьшении уровня щебня в камере дробления. Работа "под завалом" помогает повышению степени кубовидности щебня.

К чести отечественных машиностроителей следует сказать, что за прошедший период, несмотря на сложное экономическое положение, они наладили производство дробильно-сортировочного оборудования для производства щебня кубовидной формы, цена которого в 1,5-2 раза меньше аналогичного по эффективности и назначению оборудования зарубежных фирм. ОАО "Дробмаш" совместно с ЗАО НПЦ "Кибернетика" наладили производство дробильно-сортировочной линии на базе конусной дробилки ДРО-560 с автоматической системой управления САУ, выполняющей функции перечисленные выше. Машина имеет производительность 40 м3/час и в качестве начального материала принимает щебень крупностью 20-40 (70) и 40-70 мм.

ОАО "Механобр-Техника" в настоящее время производит принципиально новые дробилки КИД (конусные дробилки инерционного действия с регулируемым дебалансным вибровозбудителем). Это оборудование установлено на многих щебнезаводах (Карелия, Воронежская область, Оренбургская область, Московская область и другие). Кроме этого, что эти дробилки обеспечивают выпуск щебня кубовидной формы, они может примерно на 10% уменьшить выход отсевов дробления, а также имеют степень дробления в 1,5-2,0 раза выше, чем у других конусных дробилок.

Дробилки КИД имеют производительность от 15 до 75 м"/час и в качестве начального материала используют щебень с максимальной крупностью до 140 мм. Конструкция дробилок запатентована и применяется за рубежом.

ЗАО "Урал-Омега" производит центробежные дробилки ДЦ для получения щебня кубовидной формы. Эти агрегаты широко используются в Уральском регионе (ЗАО "Южуралавтобан"). В этой дробилке исходный материал разгоняется за счет центробежных сил до больших скоростей и при соударении его с футеровкой корпуса происходит его разрушение. Степень разрушения и соответственно выход щебня может регулироваться за счет изменения скорости вращения.

Таким образом:

- использование кубовидного щебня существенно повышает качество верхнего слоя покрытия; - потребность в кубовидном щебне удовлетворяется в РФ меньше чем на 50%; - использование отечественного дробильно-сортировочного оборудования позволяет обеспечить дорожное хозяйство щебнем кубовидной формы. ----------------------------------------

Дробление щебня. Технология и оборудование для изготовления щебня узких фракций кубовидной формы.

Одним из важных материалов, применяющихся в строительстве, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, является щебень. От качественных характеристик щебня в большой мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность производимых из щебня материалов. Преимущественно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, напрямую воспринимающих механические нагрузки от автомобильного транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, многократное замораживание-оттаивание, действие солнечной радиации и т.д.) и антигололедных средств. Щебень, применяемый в дорожном строительстве, условно можно разделить на три группы:

а) щебень для устройства оснований дорожных покрытий (любые, но в основном осадочные горные и рыхлые скальные породы с крупностью фракций 5 - 20, 20 - 40, 40 - 70, О - 40, 0 - 70 мм);

б) щебень для нижних слоев дорожных покрытий (метаморфические и изверженные скальные породы с крупностью фракций 5 -20 и 20 - 40 мм);

в) щебень для верхних слоев покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и поверхностной обработки (изверженные и частично метаморфические скальные породы крупностью щебня от 5 до 20 мм) с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% (группа 1 по ГОСТ 8267-93), который принято называть "кубовидным".

За последний период времени сформировался спрос на щебень кубовидной формы у организаций строительного сектора, но эта потребность в РФ сейчас обеспечивается только на 30 - 40%.

Беря во внимание, что месторождения сальных пород, используемых для изготовления щебня кубовидной формы, размещены на территории России крайне неравномерно. В Центральном, Северо-Кавказском и Поволжском регионах располагаются в основном месторождения скальных и рыхлых осадочных горных пород. Имеется несколько месторождений изверженных горных пород, наиболее крупным из которых является "Павловское" (Воронежская обл.). Самыми большими запасами изверженных горных пород обеспечены Северо-Западный и Уральский регионы. Регионы Сибири и Дальнего Востока обеспечены всеми видами горных пород для дорожногостроительства. Суммарный объем производства каменных материалов (щебень, щебень из гравия, гравий, песок) в России составляет примерно 140 млн. м" в год, причем примерно половина от этого количества используется в дорожном строительстве.

В соответствии с президентской программой "Дороги России XXI века" Союздорнии был произведен расчет потребности в дорожно-строительных материалах и изделиях для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе была, изучена потребность в видах щебня. В таблице 1 указана потребность в щебне узких фракций кубовидной формы из изверженных скальных пород для различных регионов России. Анализ таблицы 1 показывает, что потребность в щебне кубовидной формы для дорожного строительства составит в 2002 году 9,6 млн. м3, в 2005 - 10,9 млн. м3, а в среднем за период 2001 - 2005 гг. - 10,0 млн. м", 2006 - 2010 гг. - 19,4 млн. м", 2011 - 2020 гг. - 37,0 млн. м".

Длинна сети дорог общего пользования с твердым покрытием сейчас в России составляет около 600 тыс. км, и основная часть щебня кубовидной формы будет использована на их крупный ремонт и обслуживание.

Большое количество всех видов щебня будет потребляться в Центральном регионе России, где дорожное строительство ведется более или менее интенсивно. Анализ материалов, выпускаемой компаниями нерудной промышленности, разрабатывающими месторождения изверженных горных пород, показывает, что они в основном вырабатывают щебень в виде смеси фракции 5-20 мм и фракции 20-40 мм. К щебню смеси фракции 5-20 мм, в основном используемой для производства асфальтобетонных смесей для наружных слоев покрытий, есть большие претензии со стороны строительных организаций.

Получаемый щебень фракций 5-20 мм в большинстве случаев сильно закрупнен: так, рассевы показывают, что на сите с ячейками размером 12,5 мм содержание щебня составляет обычно 70% и более. Это не позволяет из поставляемого материала подобрать требуемый зерновой состав минеральной части асфальтобетонных смесей, что ухудшает физико-механические параметры асфальтобетона. Изучение Союздорнии, а также российский и заграничный опыты строительства автомобильных дорог помогли выяснить, что щебень для асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий должен изготавливаться в виде узких фракций (5-10, 10-15, 15-20 мм). Из узких фракций щебня относительно просто подобрать нужные смеси оптимального зернового состава. Применение оптимальных смесей позволяет улучшить однородность контролируемых свойств асфальтобетона, увеличить его плотность и сдвигоустойчивость.

Вырабатываемый щебень фракции 5-20 мм часто имеет чрезмерное количество зерен лещадной формы - 25-40% и более, но, как было указано ранее в соответствии с действующей нормативно-технической документацией для верхних слоев асфальтобетонных покрытий, должен применяться кубовидный щебень, где содержание зерен лещадной формы не должно быть больше 15%. Повышенное наличие зерен лещадной формы отрицательно влияет на удобоукладываемость и плотность асфальтобетонных смесей. Также нужно учитывать, что зерна лещадной формы обладают меньшей механической прочностью по сравнению с кубовидными зернами щебня. Поэтому при строительных работах (при укатке) и в процессе использовании (под воздействием движущегося транспорта)зерна лещадной формы дробятся, что может приводить к образованию свежих поверхностей без битума. Эти места являются первичными очагами разрушения асфальтобетона при проникновении воды и действия затем попеременного замораживания-оттаивания.

Это также показывается исследованиями Союздорнии, где изучалась зависимость между дробимостью щебня в цилиндре и наличием в нем зерен лещадной формы. Установлено, что с увеличением содержания в щебне (М 1200) зерен лещадной формы с 0 до 20% его дробимость увеличилась с 5 до 11%, то есть дробятся в основном зерна лещадной формы.

Щебень узких фракций кубовидной формы впервые в широких масштабах в России был использован для формирования верхних слоев асфальтобетонных покрытий при модернизации МКАД. На начало строительства (1996 г.) выяснилось, что щебень узких фракций кубовидной формы в нашей стране в необходимых объемах не выпускается. Поэтому АО "Центрдорстрой", являющимся генеральным подрядчиком строительства, для выпуска этого щебня были закуплены три дробильно-сортировочные агрегата производительностью 150-250 т/час иностранного производства. Агрегаты были смонтированы на территориях асфальтобетонных заводов и выпускали щебень фракции 5-10 и 10-15 мм с содержанием зерен лещадной формы в пределах 9-13%.

Представительные статистические данные показали, что асфальтобетонное покрытие на МКАД, устраиваемое с использованием щебня узких фракций кубовидной формы, стало более сдвигоустойчивым. Среднее значение угла внутреннего трения асфальтобетона повысилось примерно на 1,5 градуса, а разброс значения угла внутреннего трения снизился почти в два раза. Среднее сопротивление сдвигу при расчетных условиях возросло с 0,789 до 0,840 МПа. При этом стандартный показатель прочности при сжатии при 50°С асфальтобетона увеличился в среднем на 0,3 МПа и достиг величины 1,6 МПа.

Использование более качественного щебня на МКАД позволило предотвратить появление колеи на МКАД даже в форсмажорных случаях колонного движения и заторов автомобилей при больших температурах и продлить срок его эксплуатации.

При производстве щебня кубовидной формы необходимо учитывать, что форма зерен дробленого материала в основном определяется текстурно-структурными особенностями исходной горной породы, используемым оборудованием и технологией дробления.

Горные породы, применяемые в данном случае для получения щебня узких фракций кубовидной формы, сформированы из нескольких минералов, представленных кристаллами, с различной крупностью. При переработке такая горная порода колется по границам раздела между кристаллическими вставками. При этом выяснено, что с увеличением размера кристаллов, при прочих разных обстоятельствах, выход готовой продукции кубовидной формы также увеличивается. Метаморфические горные породы во всех случаях характеризуются слоистой текстурой и при дроблении имеют естественную тенденцию распадаться на пластины (зерна лещадной формы).

Для производства щебня кубовидной формы обычно используют специальные конусные дробилки или дробилки ударного типа. Они позволяют производить щебень, форма зерен которого наиболее близка к кубовидной, но эти дробилки характеризуются огромными расходами на рабочие части и увеличенным выходом отсевов дробления. Дробилки ударного действия следует использовать в том случае, если вопросам экономики не придают особого значения, а главным фактором является форма зерен готового продукта.

Некоторого снижения содержания зерен лещадной формы в щебне можно добиться и при использовании обычных конусных дробилок. Для этого нужно, чтобы при изготовлении была, полностью заполнена камера дробления. При этом процесс дробления получается не только между конусами оборудования, но и между зернами щебня, находящимися в камере дробления (дробление "в слое" или "в стесненных условиях"). Находящийся в первичном материале и образующиеся в процессе обработки зерна лещадной формы при этом, как механически наиболее слабые, рассыпаются. Для осуществления этого процесса дробилка должна быть оснащена датчиком уровня исходного материала в камере дробления, а также аккумулирующим бункером с питателем. При недостатке исходного материала в камере дробления увеличивается скорость питателя и направляет необходимое количество первичного материала в дробилку. При производстве щебня узких фракций кубовидной формы на действующих производствах нерудной промышленности необходимо учитывать следующее. Дробильно-сортировочное оборудование этих производств к настоящему времени физически изношено и устарело.

Реконструкция дробильно-сортировочных производства связана с не малыми техническими и финансовыми трудностями (ремонт дробилок на последней стадии дробления, расширение площадей грохочения, оптимизация внутренней транспортной системы, расширение складов готового материала и т.д.). В этом случае лучше вместе с модернизацией щебнезаводов возводить на промплощадках щебзаводов специализированные открытые дробильно-сортировочные установки установки некапитального вида, предназначенные для получения щебня фракций 5-10, 10-15 и 15-20 мм с содержанием зерен лещадной формы не более 15%. Эти комбайны намного дешевле в сравнении с капитальными и их можно смонтировать в течение одного-двух месяцев. В качестве исходного материала при этом можно использовать щебень фракций 20-40 и 40-70 мм. Технологическое оборудование (дробилки, грохота), применяемое в таких машинах, в настоящее время выпускается как отечественными , так и зарубежными фирмами. При работе таких установок можно также учитывать сезонный спрос на щебень для строительного сектора.

Как отмечено ранее, обработка щебня узких фракций кубовидной формы в промышленных объемах было организовано в России в середине 90-х годов прошлого века. Для этого вначале использовалось дробильно-сортировочное оборудование иностранных фирм "Svedala" (Швеция), "Nordberg" (Финляндия), "Parker" (Великобритания), так как в нашей стране в это врем дробильного оборудования для обработки щебня кубовидной формы не производилось. Дробильное оборудование этих компаний характеризуется высокой надежностью , оптимальными диапазонами производительности и оснащено системами автоматического управления.

Система управления обычно имеет несколько режимов обработки материала, гарантируя при этом автоматическое поддержание величины разгрузочной щели дробилки, что, в свою очередь, поддерживает стабильный зерновой состав готовой продукции. Дробилки защищены от поломки при попадании недробимых (металлических) тел путем почти мгновенного увеличения разгрузочной щели, которая автоматически выставляется до необходимого размера после выпуса недробимого тела. Дробилки в основном работают "под завалом" за счет автоматической связи между питателем и дробилкой. Питатель запускается при уменьшении уровня щебня в камере дробления. Работа "под завалом" помогает увеличению степени кубовидности щебня.

К чести отечественных машиностроителей следует отметить, что за прошедший этап развития, несмотря на финансовые трудности, они освоили выпуск дробильно-сортировочного оборудования для производства щебня кубовидной формы, стоимость которого в 1,5-2 раза меньше аналогичного по эффективности и назначению оборудования иностранных производителей. ОАО "Дробмаш" совместно с ЗАО НПЦ "Кибернетика" наладили производство дробильно-сортировочной линии на базе конусной дробилки ДРО-560 с автоматической системой управления САУ, выполняющей функции указанные выше. Оборудование имеет производительность 40 м3/час и в качестве начального материала использует щебень крупностью 20-40 (70) и 40-70 мм.

ОАО "Механобр-Техника" в настоящее время производит принципиально новые дробилки КИД (конусные дробилки инерционного действия с регулируемым дебалансным вибровозбудителем). Это оборудование установлено на многих щебнезаводах (Карелия, Воронежская область, Оренбургская область, Московская область и другие). Кроме этого, что это оборудование обеспечивают выпуск щебня кубовидной формы, они позволяют примерно на 10% снизить выход брака дробления, а также имеют степень дробления в 1,5-2,0 раза выше, чем у других конусных дробилок.

Дробилки КИД имеют производительность от 15 до 75 м"/час и в качестве исходного материала используют щебень с максимальной крупностью до 140 мм. Дробилка запатентована и применяется за рубежом.

ЗАО "Урал-Омега" выпускает центробежные дробилки ДЦ для производства щебня кубовидной формы. Эти машины используются в Уральском регионе (ЗАО "Южуралавтобан"). Здесь исходный материал разгоняется за счет центробежных сил до больших скоростей и при столкновении его с футеровкой корпуса происходит его измельчение. Степень разрушения и соответственно выход щебня может регулироваться за счет изменения скорости вращения.

Вывод:

- использование кубовидного щебня существенно улучшает качество верхнего слоя покрытия;
- потребность в кубовидном щебне удовлетворяется в РФ меньше чем на 50%;
- использование Российского дробильно-сортировочного оборудования обеспечивает дорожное хозяйство щебнем кубовидной формы.